В обычной жизни часто мы даже не пытаемся как-то по-разному обозначить данные понятия, разграничить их. Потому что для повседневного общения это неважно. Зато психологи придают вопросу очень большое значение.
Однако и в их лагере нет общего мнения. До сих пор ведутся дебаты о том, считать ли характер и личность одним и тем же. Или, образно говоря, «развести» данные понятия «по разным углам».
Если заглянуть в историю, то можно обнаружить, что еще в Древнем Китае делались неоднократные попытки разделить всех людей на группы в зависимости от темперамента. Тогда отслеживалось количество одного из следующих веществ: желчи, слизи, крови, воздуха.
Сильным, бесстрашным, таким как, например, тигр, по мнению ученых того времени, был человек, в теле которого в большом количестве циркулировали желчь или кровь.
А если на их месте находилась слизь, мы имели бы дело с малоподвижным медлительным тугодумом.
Воздух, в свою очередь, делал обладателя похожим на обезьяну, то есть быстрым, неуравновешенным, очень непоседливым и озорным.
Греческий врач и ученый Гиппократ пошел в своих изысканиях еще дальше. Он описал следующие типы людей:
- флегматик;
- холерик;
- сангвиник;
- меланхолик.
Более того, он полагал, что когда в организме все жидкости находятся в равновесии (в «нужной пропорции»), то человек чувствует себя абсолютно здоровым. Таких жидкостей Гиппократ выделял тоже четыре: слизь, кровь, два вида желчи (черная и желтая).
Очень образно этот выдающийся наблюдатель сравнивал неразрывное единство духовной и телесной жизни человека. Он проводил параллель между природными стихиями: землей, огнем, воздухом, водой. Когда данные составляющие находятся в гармонии, не наблюдается ни землетрясений, ни наводнений, ни извержений вулканов.
Здоровье человека («краза») тоже, по мнению ученого, зависит от «удачного» смешения «соков». Если равновесие нарушается, к слову прибавляется предлог «ди», и мы имеем дело с «дискразией», что трактуется как «всевозможные отклонения от здоровья».
Гиппократ даже составил своеобразные портреты пациентов с тем или иным темпераментом.
Он считал, например, что флегматики склонны к спазмам в различных частях тела, а «желчные» люди не прекращают жаловаться на послабления кишечника (поносы). Меланхоликам ученый приписывал робость, грусть, печаль и ощущения, что их покалывают со всех сторон буквально тысячи мелких иголок, а также снятся ночами кошмары.
Отдавая должное внешним условиям в формировании темперамента, Гиппократ впервые в своих трудах упоминает о передачи свойств личности по наследству.
Очень четко он формулирует данную мысль словами: «От здорового организма рождается здоровое потомство, от болезненного – болезненное».
Так удачно и точно (практически с помощью одного высказывания) уже в древние века были заложены основы такой науки как генетика.
Не сбросил со счетов великий ученый и место проживания человека.
Рожденный в теплом средиземноморском климате около соленого приветливого океана представитель «южной» народности будет по характеру отличаться от сдержанного и немногословного «северянина».
Сравнивал Гиппократ четыре темперамента с периодами жизни каждого отдельного человека (детством, юностью, возмужалостью, старостью).
Детство приравнивал к сангвиническому, то есть веселому, энергичному, несколько наивному взгляду на мир.
Затем следовала юность. С ее темпераментом холерика, например, д’Артаньяна.
Следом идет опытный (и еще полный сил) меланхолик.
И завершает вереницу образов флегматик, оглядывая окружающих всезнающим оком старости.
Вплоть до настоящего времени классификация темпераментов Гиппократа продолжает оставаться такой же правильной и актуальной.